30.08.2023
Аппарат создан на Ленинградском заводе им. Кулакова в 1937 году, то есть до Великой Отечественной войны. Вероятно, этим объясняется его нарядный вид и дорогая отделка деталей: микрофон, наушники и стойка – никелированные!
Завод имени Кулакова был назван так в 1922 году в честь молодого работника А.А.Кулакова, погибшего в ходе гражданской войны.
До революции и национализации завод носил имя своего основателя Николая Карловича Гейслера и славился высочайшим качеством своей продукции: телеграфных и телефонных аппаратов, навигационных и измерительных приборов. Не случайно на столе в кабинете вождя революции В.И.Ленина стоял телефон марки «Н.К.Гейслер и Ко».
После революции завод пережил период упадка, но сумел восстановиться.
1930-е годы – эпоха расцвета завода имени Кулакова, когда его производство и ассортимент расширяются, строятся новые корпуса. Завод становится одним из крупнейших отечественных электротехнических предприятий и единственным в стране по выпуску различных приборов, станций и аппаратуры телеграфной связи.
На таком крупном и сложном предприятии особенно важно было организовать совершенную систему управления - и на заводе создается специальная инженерная группа по совершенствованию диспетчерской связи.
Одна из ее разработок - система поисковой сигнализации для вызова и передачи кодовых сигналов отдельным ответственным руководителям цехов и служб завода.
Для этого во многих помещениях, где в течение рабочего дня могли находиться сотрудники, были установлены светофоры. Они состояли из пяти секций, каждая – со светящимся номером, от 1 до 5. Из центрального диспетчерского пункта можно было включить ту или иную секцию. Световой сигнал сопровождался и зуммерным гудком.
Послать сигнал на светофор можно было с центрального диспетчерского пункта или со специальных сигнальных приборов в кабинетах руководителей. А руководителям подразделений были присвоены кодовые номера.
Система работала так: когда директор завода (или другой руководящий работник) хотел поговорить с каким-то руководителем подразделения, а тот был не на месте, директор вводил его номер на своем сигнальном приборе. И вызываемый сотрудник, увидев на светофоре свой номер, обязан был немедленно с ближайшего телефона связаться с вызывающим его директором.
Эта поисковая система помогала улучшить управление цехами завода, повышала их эффективность и производительность!
И тем интереснее, что наше новое приобретение – именно диспетчерский телефон, то есть непосредственный участник сложной системы управления каким-то предприятием, работавшим в нашей стране несколько десятков лет назад.