news

АНТОНИО МЕУЧЧИ (ANTONIO MEUCCI)

АНТОНИО МЕУЧЧИ (ANTONIO MEUCCI)

 

Антонио Меуччи родился в 1808 году во Флоренции в семье полицейского чиновника. Его домочадцы стремились ускорить образование и взросление юного Антонио, и при помощи своего отца он уже в 13 лет поступил во Флорентийскую Академию Изящных Искусств, где он стал самым молодым студентом.

Стражник

 Но, так как его семейство сильно нуждалось, он должен был зарабатывать деньги. Его отец, Аматис Меуччи, трудился во дворце губернатора и помог подыскать сыну должность. Первым его занятием была отнюдь не наука и не техника, а служба стражником на воротах Святого Николая, на левом берегу реки Арно. Он должен был осматривать телеги, въезжающие в город, осматривать товары
и брать пошлину. Очень часто он работал не только в свою смену, но и замещал коллег,
и в Академии он стал появляться все реже и реже.

Но исправная служба приносила свои плоды, и Антонио стал получать повышения, а вместе с ними и новые обязанности. Одной из них был запуск фейерверков на городских праздниках. Когда во Флоренции отмечали рождение ребенка в семье Леопольда II (великого герцога Тосканы), этот праздник обернулся трагедией для Антонио. Горожане решили пускать салюты на центральной площади три дня подряд, и первые два прошли без происшествий. Но на третий день праздничные ракеты, которые запускал Антонио, отклонились от заданной траектории и угодили прямо в гулящую толпу. По подсчетам полиции, эта бомбежка покалечила 8 человек и нанесла ущерб в 100 лир. Но разбирательства зашли еще дальше, и Антонио стали подозревать в том, что он пустил эти ракеты по приказу карбонариев, которые хотели свергнуть правление Габсбургов во Флоренции. Придирки и обвинения посыпались одна за другой. Как-то раз его обвинили в том, что он не закрыл доской выгребную яму, в которую его коллега провалился по колено. За это Антонио был посажен в темницу на хлеб и воду на три дня, несмотря на все хлопоты отца, и служба в страже стала невыносимой.

Весь мир – театр, Меуччи - декоратор

Вскоре ему пришлось искать другие занятия. Антонио Меуччи стал работать во флорентийских оперных театрах, устанавливать декорации и ставить спецэффекты, такие как дождь, ветер, громы и молнии. В 1828 году он все же закончил Академию по классам химии и механики, так что прекрасно разбирался в подобных вещах. Владелец Театра делла Пергола, блестящий импрессарио Алессандро Ланари, тут же нанял Антонио в качестве техника.

Одним из первых устройств, сконструированных Меуччи, были мегафоны для актеров. Он пытался снабдить ими актеров и певцов, поскольку солидные господа, абонирующие ложи в партере, едва могли слышать представление. Ланари запретил актерам использовать эти мегафоны, потому что они плохо выглядели на сцене, по его мнению. Но декораторы, которые меняли обстановку на сцене между актами, обожали эти устройства.

В этом же театре Антонио познакомился с костюмером Эстерой Моччи (Esterre Mochi), своей будущей женой.

В 1835 году Алессандро Ланари заключил контракт на пять лет с Гаванским театром, и перевез туда всю свою труппу. Там Антонио Меуччи продолжил свои занятия в качестве декоратора, и помог гаванским властям установить новые фильтры в местном акведуке, что помогло снискать ему славу мастера на все руки и благоволение начальства.

Вскоре к Антонио обратился губернатор Гаваны Леопольдо О’Доннел, с просьбой помочь ему
с гальванизацией доспехов и оружия для гарнизона. До того, как этим занялся Антонио, все вооружение приходилось возить во Францию для гальванизации, и затем обратно. В противном случае, оружие и доспехи быстро ржавели.

Жестокие опыты и потрясающий результат

В Гаване сочли, что человек, способный очищать воду от минералов и защищать доспехи
от ржавчины, способен на все, и к нему стали обращаться за медицинской помощью. Один
из пациентов обратился к Антонио с головной болью, которую тот решил вылечить при помощи электрошока. После того, как пациент приложил один контакт к языку, он получил разряд, отчего громко закричал. Антонио не услышал его крика, в то время находился в другой комнате, где стояли батареи, но сигнал пришел по проводу, и крик раздался в батарейной комнате. В следующий раз Антонио прикрутил устройство наподобие рупора к контакту, который давал пациенту, и попросил его сказать что-нибудь в рупор. Этот опыт, произошедший в 1848 году, считается первым опытом Меуччи с передачей звука. Итальянцы с гордостью отмечают, что Александру Беллу было тогда только 2 года.

Новый Свет

К тому времени театр уже собирались закрывать. Дон Франциско, владелец Итальянской Оперы, собирался перевести труппу в Нью-Йорк и сорвать там аплодисменты и гонорары. В 1850 году Антонио со своим семейством переехал в Нью-Йорк. В Гаване он смог скопить хорошую сумму, 20.000 $ (по нынешним расценкам около 500.000 $), и это стало для него хорошим подспорьем.
Но он жил в разгульной театральной среде, одалживал деньги актерам, так что Эстера вынуждена была заключить с ним брачный контракт, который давал ей право распоряжаться семейным бюджетом.

В Соединенных Штатах Антонио продолжил свои опыты с передачей звука, и в своем доме
он оборудовал устройство, которое назвал «telettrofono». Это устройство напоминало известную нам трубку Белла. В доме Меуччи на Стайтен Айленд такой «телетрофон» связывал подвал
со вторым этажом, где лежала Эстера, больная ревматоидным артритом.

Итальянский герой в гостях у итальянского гения

30 июля 1850 года В Нью-Йорк прибыл другой знаменитый итальянец, Джузеппе Гарибальди. Пять лет он провел в изгнании, из них целый год гостил в доме Антонио Меуччи. Антонио встречал его еще в порту, и первым из всех предложил ему погостить в своем доме. Неистовый характер Гарибальди давал о себе знать, и как-то раз он выбрался с мушкетом из дома, чтобы поохотиться. Полиция арестовала его за охоту вне сезона, и если бы Антонио не взял его на поруки, кто знает, что бы еще натворил герой-повстанец.

Джузеппе надо было занять чем-то полезным, и Антонио Меуччи создал свечной завод, на котором трудился Гарибальди. Там он трудился до апреля 1851 года, пока не уехал в Перу. В своих воспоминаниях итальянский герой отзывался об Антонио весьма положительно и расточал ему похвалы. Говорил о том, что он относился к нему не как к своему работнику, а как к члену семьи,
и пока Джузеппе жил в доме Антонио, не знал нужды ни в чем.

Большие проекты

Другим проектом Меуччи было производство бумаги. В то время большее количество бумаги производилось из отрепья, и фабриканты лишь изредка добавляли в состав древесную щепу. Антонио сумел усовершенствовать технологию, и его разработками заинтересовалась компания Associated Press. Он получил предложение наладить производство в новой бумаги в штате Огайо
в 1865 году. Но страна была разорена после Гражданской войны, и через несколько месяцев завод закрылся. После этого Антонио трудился на производстве бумаги в Нью-Джерси, откуда через год вернулся обратно в Нью-Йорк.

Катастрофа

В августе 1871 года Меуччи возвращался из Манхэттена на Стэйтен Айленд на пароме Вэстфилд (Westfield), и на полпути на корабле взорвалась паровая машина. Более сотни человек погибли в этой ужасной катастрофе, Антонио получил серьезные ожоги, которые обездвижили его на несколько недель и серьезно попортили здоровье.

Продажа телетрофона

Жена его довольно долго болела, а теперь и сам Антонио Меуччи не мог работать, а весь капитал, привезенный семейством из Гаваны, был потрачен. Тогда домработница посоветовала Эстере продать что-нибудь из инструментов мужа. Тогда она в числе прочего продала телетрофон старьевщику по имени Джон Флеминг.

Конечно же, Антонио был возмущен тем, что жена продала его любимое изобретение. Но ситуация требовала действий, и надо было на что-то жить. Тогда и пришла ему в голову идея продавать телетрофоны. Он обратился к своему знакомому, мистеру, Бертолино, а тот привел его к адвокату Томасу Стетсону, который специализировался на патентах. Антонио предоставил ему чертежи устройства, но тому еще требовались работающие прототипы, и Томас Стетсон сказал, что сможет обеспечить его права за 250 $. Такие расходы Антонио позволить себе не мог. На следующий год он сумел добиться от Стетсона демонстрации своего изобретения вице-президенту American District Telegraph Company мистеру Гранту. Антонио снабдил его чертежами, рассказал о своем устройстве, и тот пообещал помочь. Два года Антонио обивал пороги Гранта, а тот отделывался обещаниями, после чего объявил, что чертежи были утеряны и помочь он ничем не может.

Мирские суды

После изобретения Белла Антонио Меуччи судился за право на изобретение, но в 1887 году проиграл дело. Его компания Globe Telephone Company подала иск в Верховный Суд, и слушание было назначено на 1891 год. Но Антонио умер 18 октября 1889 года, и компания не стала продолжать дело без него.

Суд Истории

Его потомок, Сандра Меуччи, стремилась отдать должное имени своего великого предка, и в этом ей помогло все итало-американское сообщество. Конгрессмен Вито Фоселла представил проект резолюции, которая объявляла Антонио Меуччи первым изобретателем телефона.
11 июня 2002 года была вынесена резолюция, которая признавала работу Антонио Меуччи над изобретением телефона.


Александр Иванов
экскурсовод Музея истории телефона