news

21.09.2021

Обновление экспозиции Музея истории телефона в офисе МАСТЕРТЕЛ

Мы рады сообщить, что Музей истории телефона обновил свою экспозицию в офисе спонсора Музея - телекоммуникационной компании «Мастертел».

В новую экспозицию вошли 30 знаковых моделей телефонных аппаратов из различных стран, отражающие первые 100 лет в истории проводной телефонии, от самых первых трубок Белла конца XIX века, не имевших даже звонка, до стильных дисковых и кнопочных аппаратов второй половины ХХ века.

По представленным моделям можно отследить, как развивалась телефония на самом старте, когда и слушать, и говорить приходилось в одну и ту же трубку, перенося ее от рта к уху, и на «финишной прямой» проводной связи, когда дизайнеры телефонов вернулись к единому, монолитному корпусу аппарата накануне возникновения сотовых сетей.

Впервые патент на телефон был выдан Александру Беллу в 1876 году в Америке – об этом напоминает реплика его громоздкой установки с кожаной мембраной, а также трубка Белла по прозвищу «масляный штамп». В Европе трубку Белла усовершенствовал и стал производить в Германии Вернер Сименс уже в 1877 году – его модель по прозвищу «гантель» взяла на вооружение имперская почта. Первые трубки по обе стороны океана продавались парами, они были связаны напрямую проводами и служили и приемником, и передатчиком речи «в одном флаконе». Вместо звонка использовали свисток, его вставляли в телефон вплотную к мембране, чтобы резким звуком вызвать собеседника на разговор. Чтобы свистки не терялись, их цепочкой прикрепляли к трубке.

Тройку мировых первопроходцев в области телефонии замыкает великий швед Ларс Магнус Эрикссон, чьи модели появились в продаже в 1880-е годы и отличались отменным качеством, большим разнообразием и элегантным исполнением, они производились в различных странах как на собственных заводах фирмы «L.M.Ericsson & Co», так и на дочерних предприятиях, в том числе – и в России. В новой экспозиции представлены красивые модели телефонов LME из Швеции, Британии, Франции, Италии, Норвегии.

На заре телефонии аппарат был не просто средством связи, но и немножко - произведением искусства, и стоил соответственно. А значит, на материалах производители не экономили – корпус аппарата мог быть деревянным (обычно из грецкого ореха или дуба) или металлическим (обычно никелированная или хромированная сталь или латунь).

Особым разнообразием отличались французские аппараты – фантазию французских дизайнеров правительство ничем не ограничивало и монополию на производство средств связи, как в Германии или Швейцарии, не объявляло. Экспериментировать французы могли и с материалами – в экспозиции есть аппараты из прессованного композитного материала. Например, миниатюрная настенная модель «маска клоуна» (полностью из нового материала) или настольный аппарат-стойка - на прессованном основании.

Аппараты-стойки с подвешенной на крюке трубкой были очень популярны и в Америке, и в Европе, особенно – во Франции. Они получили меткое прозвище – «подсвечники».

В России телефоны появились в самом начале 1880-х годов, они звались «столовые» и «стенные». К этому времени в телефонах уже появились наушник и микрофон.

«Стенные» или настенные аппараты, как правило, имели большие габариты. В нижнем отсеке находился источник электричества – огромная батарея, или гальванический элемент. Их могло быть два или три. Батарея питала передатчик речи – угольный микрофон. Такая система питания называлась МБ – местная батарея. Она была практически единственной до начала ХХ века, когда появилась система ЦБ – центральной батареи, и аппараты освободились от неудобных батарейных отсеков, а заодно – и от забот по их проверке и замене. Все батареи стали размещать в специально отведенных помещениях на телефонной станции. А сами аппараты стали меньше и удобнее – одновременно с батареями из аппарата исчезли и индукторы, или электрогенераторы для вызова телефонистки. Они обычно размещались в верхней части аппарата и имели снаружи рукоятку в правой части корпуса – вращая ее, мы самостоятельно вырабатывали электричество для отправки вызывного сигнала на станцию. С появлением системы ЦБ вы просто снимали трубку с аппарата, и на станцию поступал сигнал вызова.

Обе системы – и МБ, и ЦБ – это признак ручной телефонной связи. А это значит, что двух абонентов вручную соединяли и разъединяли телефонистки на телефонной станции. На рубеже XIX - XX веков появилась третья система – АТС, или автоматической телефонной связи. Интересно, что все три системы несколько десятилетий существовали параллельно, то есть ручная связь с помощью барышень была удобна на междугородных станциях и в небольших конторах, фирмах, учреждениях.

Офисные коммутаторы также есть в новой экспозиции. Они могли быть полностью ручными, как огромный шведский на 50 номеров, автоматическими емкостью всего 25 номеров с соответствующим диском на 25 отверстий, или комбинированными, как французский для 3 внутренних линий и одной внешней, с диском для набора номера и маленьким окошком-индикатором занятости внешней линии.

Есть в витринах экспозиции и аппараты со смешными прозвищами - «кобра» и «копыто», и аппарат со встроенным таймером разговора, чтобы не превышать лимит тарифа, и элегантные швейцарские модели Atlanta и Modell 29.

Есть и офисный аппарат-загадка – с двумя рукоятками индуктора, назначение которых приводило в недоумение сотрудников Музея. Нам удалось раскрыть его тайну только с помощью старого каталога Эрикссона – оказалось, что такие аппараты готовили на заказ сразу для двух сотрудников, которые работают за одним столом, и используют телефон по очереди. И у каждого – есть своя ручка индуктора! 

Разумеется, невероятное разнообразие моделей телефонов трудно представить в небольшой экспозиции. Ее цель – порадовать Вас, вызвать улыбку и интерес к тому, с чего всё начиналось в телефонии! Ведь мы в своём развитии движемся по спирали, возвращаясь к уже пройденному, но на более высоком уровне.

А в поисках вдохновения для творчества или принятия важных решений будет полезно еще раз заглянуть в Музей истории телефона.   Наши телефоны ждут Вас!

 


Тамара Урумян
экскурсовод Музея истории телефона